7 популярных стереотипов о башкирах

Мастер: Башкиры всегда одевались по Шариату

10 лет назад Ильдар Гиндуллин заинтересовался башкирским костюмом и с тех пор начал детально изучать всю красоту национальной одежды как мужской, так и женской. Позже к его хобби, которое стало профессией, подключилась его мать. В последнее время интерес к башкирскому национальному костюму значительно возрос. Порой говорят даже о возрождении древней традиции.

Это небольшая уютная мастерская башкирского национального костюма. Повсюду здесь старинные монеты, украшения, мельчайшие детали, собранные по крупицам у коллекционеров. Работают в мастерской мать и сын. 10 лет назад Ильдар Гиндуллин заинтересовался башкирским костюмом и с тех пор начал детально изучать всю красоту национальной одежды, как мужской, так и женской. Позже к его хобби подключилась мама. В последнее время интерес к башкирскому национальному костюму значительно возрос. Порой говорят даже о возрождении древней традиции.

Ильдар Гиндуллин, дизайнер по башкирскому костюму: «Некоторые этот период называют башкирским ренессансом. Есть уже такие слоганы. Это возвращение старинных костюмов в жизнь. Сейчас идет возвращение к истокам, к корням. Это не только в Башкирии. Это общетюрское направление. У нас в течение 10 лет появились свои мастера. Много мастеров, которые шьют костюмы. Есть мастера, которые делают ювелирные украшения. Все это активно продвигается в массы. Это реконструкция, фестивали, всевозможные мероприятия, стрельба из лука. Это часть этого движения».

Заказывают национальные костюмы не только местные клиенты, заявки поступают со всей страны и даже из-за границы. В настоящее время в этностиле все чаще проводятся свадьбы и мероприятия. Традиционные нагрудники женщины надевают с вечерними платьями, например, для похода в театр. Цены на них от 5 тысяч и выше. Самые дешевые делаются благодаря технологиям 3 д печати. Получаются пластиковые украшения.

Ильдар Гиндуллин: «Среднее изделие может доходить до 15 тысяч. А наше изделие со старинными украшениями в районе от 45. Мы стараемся делать нагрудник из жетонов таких. Изначально они в таком состоянии. Мы их полностью приводим в порядок. До такого состояния. Происходит чистка, реставрация и установка. Многие не нужно чистить. Вот 19 века украшение».

Ильдар с мамой все делают вручную, в том числе и саму одежду. Практически никаких машинных швов. Помимо нагрудников, они воссоздают кашмау — это головной убор, елян — это верхняя одежда. Реставратор отмечает, что настоящий башкирский костюм всегда нес в себе и религиозный смысл.

Ильдар Гиндуллин: «Там открыты только лицо и кисти рук. Поэтому эти костюмы дошли до нашего времени. Если бы они не соответствовали мусульманским канонам, то в истории они не сохранились бы. Его надевают на свадьбы, никахи. Муж может подарить костюм».

Ильдар рассказывает, что для своей семьи они тоже делают нагрудник, который будет передаваться из поколения в поколение. Данное украшение постоянно изменяется и дополняется. По такому нагруднику можно изучать историю прошлого. Здесь есть копии царских монет времен Екатерины, есть украшения 16 века и даже средневековья.

Ильдар Гиндуллин: «Мы видим здесь золоченные украшения. Золоченное украшение 19 века. По центру мы видим печать, она принадлежала одному мулле, который записывал браки. Это его именная печать. И дети, чтобы о нем сохранилась память, они эту печать заключили в украшение. И его устанавливали на нагрудник».

Именно благодаря таким мастерам, как Ильдар, а также национальным праздникам, мастер-классам и участившимся просветительским мероприятиям, возрождение башкирской культуры вышло сегодня на новый уровень.

Алина Таюпова, Альфия Ильясова, Алиф, Башкортостан.

Теперь о русских, коих большинство

Как быть в этой ситуации русским, проживающим на территориях Башкорстана и Татарстана? Сейчас русский язык имеет непропорциональное преимущество в обеих республиках, несмотря на весь их национализм. Наблюдается тотальное преобладание русского языка в бизнесе, во всех СМИ и в книгоиздании, а государственное управление почти целиком ведётся на русском, даже там, где количество русских людей невелико.

В Башкортостане легко идти по карьерной лестнице, не зная ни татарского, ни башкирского. Но даже смешно говорить о об этом, если человек не знает русского. Нельзя сравнивать преподавание башкирского и татарского русским детям с преподаванием русского татарам и башкирам. Русским языком владеют все без исключения и в самом полном объёме, что никак нельзя сказать о владении русскими национальным языком республик.

Русским всё равно, «башкиризация» наступит или «татаризация» — в любом случае в течение ближайших нескольких десятилетий как минимум доля русского языка будет намного выше доли любого национального. Так сложилось, несмотря на все претензии к равноправию и справедливости. А политическое представительство можно распределять по договорённости, как того и хотят рядовые башкиры и татары. Отличия между ними несущественны и в таких важных областях, как религия: помимо атеизма и православия, которые присутствуют в обеих республиках, большинство исповедует суннитский ислам.

дальнейшее чтение

  • Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Башкиры»  . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
  • Руденко, С.И. (2006). Башкиры: историко-этнографические очерки.[ Башкиры: историко-этнографические очерки ]. Уфа: Китап. ISBN 5-295-03899-8.
  • Кузеев, Р.Г. (2010). Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения[ Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения . Уфа: ДизайнПолиграфСервис. ISBN 978-5-94423-212-0.
  • Асфандияров, АЗ., Изд. (2013). Военная история башкир: энциклопедия[ Военная история башкир: Энциклопедия ]. Уфа: Башкирская энциклопедия. ISBN 978-5-8818-5076-0.
  • Кузеев, Р.Г .; Данилко Е.С., ред. (2015). Башкиры[ Башкиры ]. Москва: Наука. ISBN 978-5-02-039182-6.

Вера до исхода с Урала: Тенгрианство

Чтобы лучше понимать представителей национальности, стоит уделить внимание религии. Она носила название Тенги, которое получила в честь Отца всего сущего и верховного бога неба

Согласно представлению предков современных жителей Башкортостана, Вселенная делилась на 3 зоны:

  • земля,
  • все, что находится над землей,
  • все, что находится под землей.

Тенгри-хан

Каждая из зон имела явную и невидимую части. На высшем небесном ярусе располагался Тенгри-хан. Кочевники в то время не знали об устройстве управления государством. Однако четкое представление о вертикали власти у них уже имелось. Остальным богам представители национальности причисляли власть над природой и ее стихиями. Все боги подчинялись верховному божеству.

Предки башкирского народа верили, что душа способна воскреснуть. Они не сомневались в том, что придет день, когда они вновь возродятся в теле и продолжат свой путь дальше в соответствии с привычными устоями.

Как произошло соединение с мусульманской верой?

В 10 в. на территории, на которых проживал народ, стали приходить миссионеры, проповедовавшие ислам. Кочевники вступили в новую веру без яростных протестов и отторжения у простого народа. Башкиры не противились учению из-за того, что их первоначальная вера совпадает с понятиями о едином Боге. Тенгри стал ассоциироваться у народа с Аллахом.

Однако башкиры еще долгое время продолжали чтить «нижних богов», которые отвечали за природные явления. Прошлое народа оставило след и на современности. Сегодня в пословицах и обычаях можно найти много связей с изначальным верованием.

Особенности принятия башкирским народом ислама

Первые захоронения мусульман, которые были обнаружены на территории современной Башкирии, датируются 8 в. Однако специалисты утверждают, что усопшие не были уроженцами местности. Об этом свидетельствуют предметы, которые был найдены вместе с останками.

Обращение башкир в мусульманство начало происходить в 10 в. В этот период большое влияние оказали миссионеры братств, носивших название Накшбандийа и Ясавийа. Они пришли в земли башкир из Средней Азии. Большинство выходцев было из Бухары. Благодаря действиям миссионеров было предопределено то, какую религию представители национальности исповедуют на сегодняшний день.

Большинство башкир приняло ислам в 14 в. Вероисповедание остается основным среди представителей национальности и на сегодняшний день.

Не хочу влюбиться в татарина.

Привет, всем! Моя история простая, но просто раздирающая мне душу. Я встречалась с парнем на протяжение 8 месяцев, в итоге он меня бросил! Пол года я просто не могла забыть этого человека! Но в один прекрасный момент поняла, что не любила его, просто была влюбленна! Я простила его! Я желаю ему счастья! Я люблю наше прошлое, но уже не страдаю. Но суть моей истории не в этом!

Понимаете я такой человек, мне просто влюбиться в кого- то не просто! Понравиться мне молодой человек, но буквально дня через два, все, я понимаю, ошибалась! И так уже на протяжение полугода как я отошла от бывших отношений! Но вот совсем недавно со мной начало твориться что-то такое. Я даже не могу передать словами. Со мной работает молодой человек! Я его по- началу просто в расчет не брала, не замечала, не думала, что такой человек мне сможет. В общем: он татарин! Мы с ним как- то разговаривали и он говорил, что будет встечаться только с татаркой, его семья русскую не примет, да и он сам не хочет такую девушку! А я. Я просто выгораю последнее время изнутри. Когда его вижу постоянно хочется улыбаться, когда не вижу скучаю. не объяснить словами корочееее. Но встречаться с ним я не хочу! Наверное. Я думаю это пройдет скоро как с другими! Надеюсь на это. Запуталась я. Я не боюсь расставаний, я просто не хочу ошибаться!

Вожможно кому- то покажеться глупой моя история. Я не обижусь! Просто не знаю, что мне делать((

Волосы и другие особенности татар

Также характерной чертой внешности татар настоящего времени, считают достаточно невысокий рост. В давние времени татары считались высокими. Обычно он средний и у мужчин, и у женщин. Однако, эти люди ловкие и умелые. Вы узнаете представителей этого народа по их доброму характеру. Обычно эти люди очень трудолюбивые. Они пытаются довести начатое дело до конца и доказать руководству, что им можно доверять ответственную работу, потому что они точно с ней справятся.

Также характерной чертой внешности татар, считают достаточно невысокий рост

Этот народ славится своими традициями. Вы обязательно поймете, что перед вами татарин, услышав его имя. Они обычно очень благозвучные и несколько необычные. Татары умные люди, которые хотят познавать новые знания и готовы упорно учиться для достижения поставленной цели. Эти люди любят говорить правду, а не молча смотреть на несправедливость.

Советуем почитать: Волосы таджиков

Как заморозить этнические конфликты (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Вряд ли кто-то в России слышал о подобном конфликте, но это вовсе не потому, что эти противоречия незначительны. Они, скорее всего, гораздо сильнее российско-украинских. И не знают о них вовсе не потому, что россиянам безразлично, чем живут чуваши, татары и башкиры. А также адыгейцы, шорцы, ненцы и долганы. Ну и, конечно, якуты.

И татары, и башкиры так же близки русскому народу, как все остальные 194 народности бывшего СССР. Это не считая малых народов, которых тоже огромнейший список. Вот на снимке башкиры и татары. Отличия фото передаёт только в костюмах. Одна же семья!

Трудно урегулировать без возрождения культуры диалога при почти завершившемся вырождении национальных элит: башкиры и татары – вражда. Хотя конфликты здесь не зашли так далеко, как, скажем, на Кавказе, где бывшие половцы (кумыки) никогда не жили в мире с горными народами. Подавляться эта стихия не может уже никак, кроме применения силовых методов. Татары и башкиры потеряли ещё не всё.

Башкирский «Чак-чак»

Но башкирские национальные блюда не ограничиваются только мясом. Среди них есть много изделий из теста, различных напитков и десертов. Одним из самых популярных из них, пожалуй, является «Чак-чак». Для его приготовления необходимо:

6 яиц, 450 грамм муки, 300 грамм сахара, 160 грамм меда, 2 грамма соли, 65 миллилитров воды и 400 грамм топленого масла.

Готовится такой десерт очень просто:

  1. Сначала из взбитых яиц, муки и соли надо замесить пресное тесто.
  2. Затем необходимо раскатать его в пласт толщиной 5 миллиметров.
  3. Полуфабрикат разрезать на полоски шириной не более 1 сантиметра. Получается несколько ленточек из теста.
  4. Теперь их надо порезать поперек на маленькие кусочки. Ширина каждого должна быть не более 0,5 сантиметра.
  5. Заготовки обжарить в топленом масле.
  6. Из воды, сахара и меда сварить сироп.
  7. Соединить его с жареными кусочками теста.

Готовое блюдо обычно выкладывают горкой на тарелку и подают к чаю после того, как масса слегка застынет.

Аксессуары и украшения

В качестве украшений и аксессуаров использовались нагрудники, наспинники, различные подвески, браслеты и серьги. Выполняли такие изделия при помощи монет, вышивок, металлических пластин, бисера, раковин, а в последние тысячелетия активно стали использовать кораллы.

Верхнюю одежду очень часто украшали аппликациями. По краям изделий могла быть нашита тесьма красного или золотого цвета. Это придавало наряду особый шик.

Ещё одним важным моментом костюма выступает головной убор. Он мог рассказать о благосостоянии владельца, о возрасте женщины, а нашитые камни выполняли роль оберега.

Женские головные уборы представлялись в большом ассортименте, а их украшение отражало национальный колорит. Жёны состоятельных мужчин могли позволить себе богатый головной убор, носящий название кашмау. Этот аксессуар представлялся в виде шапочки с наличием отверстия на макушке. Расшивали изделие кораллами, бисером и подвесками. Длинная лента, спускающаяся на спину, наделяла шапочку индивидуальностью и красотой – ленту расшивали бисером и прикрепляли бахрому.

Существовала ещё одна разновидность головного убора для замужней женщины – кэлэпуш. Это была высокая шапка, к ней прикрепляли накидку, которая закрывала уши и спадала на плечи. Украшали изделие, так же как и кашмау, бисером и кораллами.

Девочки ходили не покрывая головы, после наступления десятилетнего возраста на голову надевали платок или тюбетейку.

Молодые женщины в качестве головного убора использовали колпаки. Производили их из картона, бересты или кожи. К колпаку прикрепляли кисточки, носили, сдвигая на бок. Сверху надевали платок.

Женщины в возрасте носили головной убор татар, надевая на него меховую шапку.

Мужские головные уборы не отличались таким разнообразием, как женские. Выделяли тюбетейку и шапку из меха. Мужчинам мусульманской веры не следовало появляться в обществе с непокрытой головой. Исходя их этих побуждений, мальчики в раннем возрасте начинали надевать головной убор.

Пожилые мужчины носили уборы тёмных оттенков, молодые – светлых.

Праздничные уборы мужчин, для придания торжественности наряду, обшивали бисером.

Принятие ислама

Первые мусульманские захоронения, обнаруженные на территории республики, датируются восьмым веком. Если судить по предметам, размещенным в могиле, то можно сделать вывод о том, что покойные были пришлыми.

На ранней стадии обращения к исламу (примерно в десятом столетии) огромную роль сыграли миссионеры государств Накшбандийа и Ясавийа. Они прибывали в Башкортостан из поселений, расположенных на территории Средней Азии. Основной поток миссионеров шел из Бухары. Это предопределило то, какой религии придерживаются современные башкиры.

В Бухарском царстве исповедовали суннитский ислам, в котором переплелись суфийские и ханифитские представления о трактовке Корана. Однако западные соседи противились подобному толкованию религии.

Когда в десятом столетии миссионеры стали проповедовать ислам, башкиры и волжские булгары, на удивление спокойно это восприняли. В то время как крещение Руси вызвало с их стороны яростное сопротивление.

Языческому народу было сложно перестроить собственное мировоззрение. А вот башкирское понятие о религии гармонично соединилось с представлением о едином Боге, которое прописывалось в Библии. С этого момента Тенгри стал ассоциироваться с Аллахом.

Этногенез

Первые письменные упоминания о башкирах относятся к IX–X вв. (Ибн Фадлан и др.).

По проблеме этногенеза башкир долгое время существовали 2 гипотезы: угро-мадьярская (В.Н.Татищев, Д.Шлёцер, Д.Месарош, С.А.Токарев и др.) и тюркская (В.М.Флоринский, В.В.Вельяминов-Зернов, В.Н.Витевский, П.С.Назаров, Д.Н.Соколов, С.И.Руденко).

В XX в. на основе исследований С.И.Руденко, Н.К.Дмитриева, Р.Г.Кузеева, Дж.Г.Киекбаева и др. появилась гипотеза, согласно которой в происхождении башкир, формировании их этнокультурного облика наряду с коренными обитателями Башкирии – финно-угорскими племенами и ираноязычными сарматами решающую роль сыграли тюрки-баджанаки, булгары, кипчаки, в XIII–XV вв. – тюрко-монгольские народы Золотой Орды.

История

Башкиры считают, что их предки начали переселяться на занимаемые сегодня народом территории приблизительно тысячу лет назад. Предположение подтверждается арабскими путешественниками, изучавшими местные края в 9–13 веке н.э. Следуя их записям, можно обнаружить упоминание о народе, занимавшем уральский хребет. Земля у башкир разделялась по родам занятий. Например, держатели верблюдов брали себе степи, а горные пастбища доставались скотоводам. Охотники предпочитали жить в лесах, где было многозверя и дичи.
Со времен организации общества у башкир главную роль играло народное собрание джиин. Князья имели ограниченную власть, важнейшую роль играл именно голос народа. С приходом хана Батыя жизнь башкир существенно не изменилась. Монголы увидели в башкирах соплеменников, поэтому решили не трогать их поселения. Позже в Башкирии начал распространяться ислам, заменяя язычество. За исключением платы ясака, монголы никоим образом не вмешивались в жизнь народа. Полностью независимыми оставались горные башкиры.
С Россией башкиры всегда вели торговые отношения. Новгородские купцы лестно отзывались о товарах, особенно о шерсти. Во время правления Ивана Третьего посланные в Белую Волошку воины разоряли татар, но не трогали башкир. Однако сами башкиры страдали от киргиз-кайсаков. Эти гонения в совокупности с нарастающей властью московского царя сподвигли башкир на объединение с русскими.
 

Башкиры не хотели платить налог Казани и все еще испытывали набеги от соседей, поэтому после принятия подданства решили просить царя построить город Уфу. Позднее строятся Самара и Челябинск.
Башкирский народ стал разделяться на волости с укрепленными городами и большими уездами.
В связи с тем, что господствующей религией на Руси было православие, башкиры не могли чувствовать независимость, что стало поводом для восстания, которое возглавил приверженец ислама Сеит. Это восстание было подавлено, однако спустя буквально полвека вспыхнуло новое. Это усугубляло отношения с русскими царями, которые велели с одной страны не притеснять народ, а с другой всячески ограничивали его право владения территориями.
Постепенно количество восстаний стало уменьшаться, а развитие региона наращивалось

Петр Первый лично указал на важность развития башкирского региона, что привело к созданию заводов, добывающих медь и железо. Население неуклонно росло, в том числе благодаря пришлым

В положении 1861 года за башкирами закрепили права сельского населения.
В 20 веке начинают развиваться просвещение, культура и этническое самосознание. Февральская революция позволила народу обрести государственность, однако начавшаяся Великая Отечественная война сильно затормозила прогресс. Негативную роль сыграли репрессии, засуха и ассимиляция. В настоящее время регион называется Республикой Башкортостан и характеризуется активной урбанизацией.

Любопытные элементы узора

Орнамент башкирского народа — это еще и следующие любопытные для изучения элементы:

  • ¥. Этот символ называется «кускар». Он образно изображает завиток бараньих рогов. Кроме того, у древних народов кускар часто выступал и символом как трав, так и растений вообще.
  • ֔֕. Один из солярных знаков, что были характерны практически для всех народов мира. Древние почитали солнце, поклонялись ему. Звезда, как и сегодня, считалась источником жизни. Этот солярный знак напоминает собой окружность с расходящимися от нее лучами.
  • . Символическое изображение сердца, столь знакомое и современным людям. Однако у башкир этот символ означал не нежность, страсть и любовь, а гостеприимство.

Важно отметить, что башкирский народный орнамент отражает в себе самые первые этапы развития национальной культуры. Этот тот период, когда башкиры еще не приняли ислам

Какие обычаи взаимопомощи были у башкир?

Самой популярной традицией оказания взаимовыручки был Каз Умахэ («Гусиная помощь») и Кис Ултырыу («Вечерние посиделки»). В первом случае за несколько дней до наступления праздничных мероприятий хозяйка обходила соседок и приглашала их помочь. Дамы с радостью откликались на просьбу, наряжались в лучшие одеяния.

На Каз Умахэ придерживались определенной иерархии: мужчина забивал гусей, взрослые дамы общипывали их, а девчата мыли птичек в проруби. Барышень на берегу поджидали парни с гармошками, молодежь веселилась и пела песни.

В дом юноши и девушки возвращались вместе, пока хозяйка занималась приготовлением наваристого супа из гусятины с лапшой, они играли в фанты. Для забавы девчата заранее собирали разные предметы: гребешки, кольца, платки. Одна из барышень вставала спиной к водящей, а та задавала ей вопрос: «Какое задание для хозяйки этого фанта?». Например, спеть, станцевать, посмотреть на звездное небо с кем-то из парней и т.д.

На Кис Ултырыу в дом приглашали родственников женского пола. Барышни занимались рукоделием, а по завершении работы помогали хозяйке с домашними хлопотами. В избе звучала музыка, женщины обменивались историями. К столу подвали горячие напитки и сладости.

Этноним

Этимология и собственно значение эндонима Башкорт долгое время обсуждались.

Название башкортцев известно с X века, большинство исследователей этимологизируют это имя как «главный / вождь / голова» ( баш ) + « волк » ( корт , старое архаичное слово для животного), отсюда « волк- лидер »(от тотемного героя-предка). Народная интерпретация названия предполагает этимологию, связанную с легендой о переселении первых семи башкирских племен из долины Сырдарьи в Волго-Уральский регион. Легенда гласит, что башкиры, населявшие засушливую Сырдарью, были преданы богине плодородия тенгрианства (именуемой «Омай-ася» или также «Умай» в большинстве источников ) Умай, чтобы вознаградить за их верность, решили подарить им процветающую, зеленую, плодородную землю, защищенную легендарными Уральскими горами (в тождестве со знаменитым башкирским эпосом «Урал-батыр»), волк был послан, чтобы вести эти племена к обещанному земля, поэтому племена следовали за волком, таким образом «Баш-qort» («Голова / Ведущий» + «Волк»). Этнографы XVIII века В. Н. Татищев , П. И. Рихков и Иоганн Готлиб Георги , кажется, согласны с этой интерпретацией.

За прошедшие годы были сформулированы и другие теории, но ни одна из них, похоже, не имеет какой-то народной основы, в отличие от наиболее известной теории:

  • В 1847 году историк В.С. Юматов предложил исходное значение: « пчеловод , пчеловод » («Qort» изменило значение в современном башкирском языке, и теперь оно означает «пчела»).
  • Историк и этнолог А.Е. Алекторов (1885) предположил, что Башкорт означает «особая нация ».
  • Антрополог Р.М. Юсупов считал, что Башкорт, возможно, был изначально составным иранским словом, означающим: «дети-волки» или « потомки героев», то есть бача «потомок, ребенок» и гурд «герой» или гург «волк».
  • Историк и археолог Михаил Артамонов предположил , что слово является коррупцией от имени Bušxk» (или Bwsxk ), скифское племя говорит иранский -Вот жило в области , теперь известной как Башкортостан.
  • По мнению тюрколога Н. А. Баскакова, термин «башкорт» состоял из двух частей: « бадз (а) » — шурин »и« (о) гур », что означает« зять Угорца ».
  • По словам востоковеда Дугласа Мортона Данлопа , этноним башкорт произошел от слова бешгур (или башгур ), что на современном башкирском языке означает « пять племен» .
  • Этнолог Н. В. Бикбулатов предположил, что термин произошел от имени легендарного хазарского полководца Башгирда , правившего территорией с центром на реке Яйык .
  • Этнолог Р.Г. Кузеев вывел этноним от соединения баш — главный, глава и корт — род, племя.
  • Историк и лингвист Андраш Рона-Тас утверждал, что этноним «башкир» является булгаро- тюркским рефлексом венгерского эндонима мадьяр (или древневенгерского майера ).

Расселение

Башкиры проживают на территории России, в основном, в Республике Башкортостан: согласно переписи населения 2002 г., из 1 млн 673 тыс. башкир в России — 1 млн 221 тыс. жили вБашкортостане. Значительная часть башкир живет в Пермском крае (40,7 тыс.), Челябинской (166,3 тыс.), Оренбургской (52,7 тыс.), Тюменской (46,5 тыс.), Свердловской (37,2 тыс.) и Курганской (15,3 тыс.) областях1, а также в Казахстане — 23.2 тыс.чел. (1999), Узбекистане — 35 тыс.2 и на Украине — 4,2 тыс. человек (2001 г.)3. По переписи населения 2002, по своей численности башкиры занимают 4-е место в Российской Федерации после русских, татар и украинцев.

Немного о Башкортостане

Памятник Салавату Юлаеву

Наиболее многочисленные из народов имеют свои субъекты, входящие в состав России. Так, в ПФО расположилась республика Башкортостан. Она относится к Уральскому экономическому району. На границе с субъектом находятся:

  • области: Свердловская, Челябинская и Оренбургская,
  • края: Пермский,
  • республики Удмуртия и Татарстан.

В качестве столицы Башкортостана был выбран город Уфа. Субъект была выделен в составе России по национальному признаку, получив такое право первой среди подобных автономий. Это произошло в 1917 году.

Основное население Башкортостана – башкиры. Для них данная республика – основное место проживания в РФ. Однако представителей национальность можно встретить и в других уголках России и даже за ее пределами.

религия

Старая башкирская деревенская мечеть в традиционном региональном стиле в Исламбаево на Южном Урале.

Большинство башкир исповедуют суннитский ислам , к которому все башкиры принадлежали до Советского Союза. Реальную долю башкир, которые идентифицируют себя с исламскими традициями или верят в них, сегодня трудно определить. Он находился в упадке в результате атеистической политики советской эпохи. Опрос городского населения Башкирии показал, что в 1991 году только 48% считали себя мусульманами. Доля в сельской местности была больше и в постсоветский период в целом снова выросла. Башкирские мусульманские общины — хотя и частично — организованы в головную организацию Центральное духовное управление мусульман России , базирующуюся в Уфе .

Большинство башкир перешли в суннитский ислам только в 14-15 веках. Век под татаро-монгольским владычеством Золотой Орды . Мусульманский посол Ибн Фадлан , который также посетил башкир в 921/22 году, описывает их в целом как языческую религию , но также упоминает одного башкира, исповедовавшего ислам под влиянием частично мусульманских соседних волжских болгар . В XII веке мусульманский путешественник Абу Хамид аль-Гарнати описал присутствие мусульманских тюркоязычных «башкир» в Венгерском Королевстве и Киеве , в том числе некоторых из его религиозных учеников, а также жителей нескольких мусульманских деревень, которые С начала XII века выступали переселенцы- печенеги, он использовал в описании Киева также название печенегской части племени Бадшгарен. Тот факт, что аль-Гарнати называет печенегов «башкирами», является для некоторых историков аргументом в пользу того, что некоторые из них пришли с Южного Урала, а другие считают, что кочевники-печенеги-мусульмане иммигрировали не только в Венгрию и Киев, но и в Башкирию.

Согласно историческим и археологическим находкам, большинство башкир обратилось в ислам только после правления Узбекского хана (годы правления 1312–1342 гг.), Способствовавшего исламизации Золотой Орды, и в последующие десятилетия.

Отношение к детям

Башкиры стремятся к большим семьям, поэтому у них всегда много детей. Женщинам в положении запрещалось заниматься тяжелой работой, все ее прихоти и капризы исполнялись без лишних споров.

Вынашивая младенца, девушке предписывалось смотреть только на красивые вещи и симпатичных людей. Увидев что-то страшное или безобразное, следовало незамедлительно отвернуться или закрыть глаза.

Чтобы процесс родов прошел без осложнений, будущий папа приговаривал: «Разродись скорей, жена моя!». Человека, который первым оповещал отца о появлении на свет малыша, щедро осыпали подарками.

После рождения младенца семейство с размахом отмечало праздник «бишектуй», посвященный первой колыбели.

Ирек Зарипов

Когда Иреку было 17 лет, подающий большие надежды спортсмен, попал в серьёзную аварию, утратив возможность ходить. Целеустремлённый парень не забросил спорт, а стал активно заниматься.

Ирек  пробовал себя в различных видах спорта, пока не встретил тренера по лыжным гонкам и биатлону. Был включён в паралимпийскую сборную России.

На канадских трассах Ванкувера Ирек Зарипов завоевал 4 золотые медали. Две биатлонные и две лыжные. Показал всё, на что способен настоящий паралимпиец. В Сочи на 15-километровой гонке стал серебряным призёром. Кроме спортивных медалей, имеет государственные награды.

9

Справедливость живёт в аду, а в раю – только любовь

Такой план наверняка покажется несправедливым и той, и другой стороне. Однако какова альтернатива, чем она порадует? Разницы между татарами и башкирами в этом случае не существует, и плохо будет всем. С одной стороны, татары должны понимать, что мир – залог их претензии на лидерство. Татары, живущие в Башкорстане, послужат связующим звеном между республиками.

А если война, даже победная, случится, Татарстан получает злейшего врага у границ, плюс к этому, не видать международной легитимности, зато будет много подозрительности от рядом расположенных республик. Мирно же башкиры не откажутся от границ республики и роли своего народа на этой территории.

Башкирам тоже нужно многое осознать. Сохранить границы и статус титульной нации можно только в случае договорённости с народами, живущими в республике. Есть вариант: при национальной диктатуре этнические чистки. Ничего хорошего для Башкорстана это не сулит – ни в международном статусе, ни во взаимоотношениях с ближайшими соседями.

Характер

Башкиры отличаются свободолюбием и душевным нравом. Они всегда стремятся к справедливости, остаются гордыми, упрямыми. К пришлым народ относился с пониманием, никогда не навязывался и принимал людей такими, каике они есть. Без преувеличения можно сказать, что башкиры абсолютно лояльны ко всем людям.
Гостеприимство предписывают не только древние обычаи, но и нынешние нормы шариата. Каждого гостя нужно накормить, уезжающему дать подарок. Если гости явились с грудным ребенком, значит, и ему нужно преподнести дар. Считается, что так малыш будет задобрен и не навлечет проклятия на дом хозяев.
Отношение к женщине у башкир всегда было трепетным. По традиции невесту выбирали родители, они же отвечали за организацию свадьбы. Раньше девушка не могла в течение первого года после замужества общаться с родителями мужа. Однако с давних времен в семье ее почитали и уважали. Мужу строго запрещалось поднимать на жену руку, быть жадным и скупым в ее отношении. Женщине же надлежало хранить верность — измена каралась строго.
Башкиры щепетильны к детям. При рождении ребенка женщина становилась подобной царице. Все это было необходимо для того, чтобы ребенок рос здоровым и счастливым.
Важнейшую роль в жизни башкир играли старейшины, поэтому обычай почитания старших сохранился до сих пор. Многие башкиры советуются со стариками и просят благословения на сделки.

Вывод

Вообще вывод такой, что у этих народов, конечно же, больше сходства, чем отличий. Взять, к примеру, тот же язык, на котором разговаривают, одежду, внешние антропологические признаки и жизнь в быту. Основное сходство лежит в историческом развитии этих народов, а именно, в их тесном взаимодействии в длительном процессе сосуществования. Их традиционная религия – это ислам суннитского направления. Однако надо сказать, что казанский ислам более фундаментальный. Несмотря на то, что яркого воздействия религия на сознание башкир не имеет, те не менее он стал традиционной социальной нормой в жизни многих людей. Скромная жизненная философия правоверных мусульман наложила свой отпечаток на устройстве быта, отношении к материальным ценностям и взаимоотношениях людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector